\
В многоголосии специалистов о том, как и чем лучше контролировать топливо, единство есть в одном: топливо сливали, сливают и продолжат сливать, и с этим надо что-то делать. Ключевой вопрос: "Что именно?"
И здесь на ум приходит пословица: каждый кулик свое болото хвалит. Одни утверждают, что учёт данных по CAN-шине со штатного датчика самый точный, другие – нужна установка дополнительных датчиков топлива (ДУТ), третьи – зачем тратиться, и по нормам можно контролировать. Итого, варианты есть и они разные. Важно выбрать тот, который подойдёт именно вам и будет справляться с вашими задачами.
Масштабы сливов преувеличить сложно. Факты красноречивы: при установке систем контроля и учёта топлива окупаемость вложений происходит уже в первый год, а экономия начинается с 25% в первый месяц.
Наши люди изобретательны и стараются подобрать отмычку к каждому замку, который препятствует сливам. В статье мы рассмотрим наиболее эффективные варианты контроля топлива, учитывая преимущества и недостатки каждого из них, а также проанализируем махинации «народных» умельцев и выясним, как их можно предотвратить.
Следуем главному принципу – только факты и ничего более.
Способов не так уж и много: по нормам, по показаниям штатного датчика (считывая CAN-шину), с установкой ДУТ и с помощью расходомера. Ключевым отличием является сам подход: с применением GPS/Глонасс технологии или без неё. Рассмотрим подробнее каждый способ.
Расчёт значения расхода исходя из заданных норм
Классический метод без использования GPS/Глонасс технологии.
Учёт данных по CAN-шине со штатного датчика
Что такое расход по CAN? Это затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках, и передача этих данных к нам на сервер с применением GPS/Глонасс/GSM технологии.
Установка ДУТ (датчика уровня топлива)
Датчики бывают проводными и беспроводными. Последние незаменимы, если нужно избежать протяжки кабеля.
В продолжении темы: "Беспроводной датчик уровня топлива".
Установка расходомера
Расходомер служит для контроля расхода топлива на автомобилях с дизельным двигателем. В зависимости от типа и специфики топливной системы устанавливают однокамерный или двухкамерный датчик.
Штатный ДУТ – датчик, показания которого считываются через CAN. Внештатный ДУТ врезается в бак и обеспечивает дополнительный контроль и высокую точность измерений.
Оба ДУТа работают с показателями уровня и расхода топлива. Однако если в машине нет «читаемой» CAN-шины, получение актуальных данных (уровень, расход, анализ сливов и заправок) становится затруднительным. В данном случае решением будет установка внештатного ДУТа.
Несмотря на выстраивание логических доводов в пользу работы через CAN-шину со штатным датчиком, неоспоримым остаётся следующий факт: погрешность штатного датчика колеблется в пределах 10-30%, когда у внештатного она составляет лишь 1,5-3%.
Для лучшего понимания основные критерии оценки посмотрите в таблице ниже.
Есть сотрудники автопарка, которые уже с самого утра напевают: "Я сливаю каждый день, потому, что мне не лень", и весь день проходит точно по нотам. Как это бывает.
Способ №1 Подкручивание одометра
Делается с помощью специальных генераторов импульсов, которые врезаются в штатную проводку и позволяют подматывать пробег.
Решение: сверка данных между CAN- и GPS-пробегом. А если нет возможности считывания с CAN – простая сверка фактического пробега по GPS и данных с одометра от водителя. В системе мониторинга Wialon есть возможность настройки работы с "датчиком подмотки". И без GPS мониторинга не обойтись.
Способ №2 Слив в движении или через "обратку"
Характерная картина: увеличение среднего расхода на N км. При этом повышенный расход чередуется с обычным. Слив топлива происходит при помощи мини-насоса, который устанавливают в топливный бак через заливную горловину либо с помощью специальных шлангов и краников, которые врезаются в топливную магистраль. Иногда это сделано с таким мастерством, что найти точки врезки очень сложно. Чтобы взять с поличным, потребуется выезд мастера-установщика: он на месте тщательно изучит все "входы-выходы" топлива.
Решение: анализ изменения расхода топлива, поиск закономерностей, в том числе факты остановок до и после изменения топлива в движении. Взятие с "поличным". Без мониторинга и экспертизы технического специалиста не обойтись. В этом случае специалист техподдержки, виртуозно владеющий системой мониторинга, сможет проанализировать все «маячковые» параметры и выявить закономерности.
В продолжении темы: "Художественная врезка в "обратку"
Способ №3 "Недолив" на АЗС
При заправке топливный пистолет вставляют в канистру, а затем доливают непосредственно в бак. Иногда заправляют с топливной карты другую машину, с которой есть договоренность о сливе.
Решение: установка ДУТ или считывание объемов заправки через CAN.
Способ №4 Обычный слив
Популярный метод хищения топлива. Происходит непосредственно из бака через шланг в канистру.
Решение: установка ДУТ или считывание объёмов заправки через CAN. Установка ДУТ предпочтительнее, так как точность измерений ДУТ составляет от 97%, а с помощью штатного датчика – от 70% до 90%.
Способ №5 Приписка моточасов (для спец. техники: строители, аграрии)
В зависимости от счётчика моточасов можно просто держать машину с включённым зажиганием на холостых либо постоянных оборотах, имитируя работу и накручивая моточасы.
Решение: установка трекера, подсчёт моточасов с помощью оборотов двигателя и создание в Wialon датчика "полезная работа двигателя". В результате будет известно точное время, которое машина потратила для выполнения именно рабочих задач.
Способ №6 Слив топлива и замена его части каким-либо иным составляющим
Например, масло рапсовое или иное, спирт и другие вещества, к которым тоже есть доступ для слива. Такие случаи единичные, но и они есть в арсенале водителей.
Решение: установка ДУТ или чтение объёмов заправки через CAN. Без выезда опытного мастера-установщика не обойтись, так как нужно в буквальном смысле "прощупать", что заливают в бак.
Важно: когда водитель понимает, что он под присмотром, он начинает нещадно топить на педаль газа и ездить неэкономично с целью доказать, что расход на машине действительно большой. В такой ситуации поможет модуль Eco-driving: от мониторинга оборотов двигателя до количества нажатий педали газа.
В продолжении темы: Разоблачение махинаций водителей при помощи Wialon
По большому счёту, к любому замку можно подобрать ключ. В нашем случае, мы хорошо знакомы с обратной стороной. За 11 лет у нас накопилась обширная практическая база по выявлению, предотвращению и работе с топливными манипуляциями. Наши специалисты отдела технической поддержки каждый день обрабатывают большой массив информации, в том числе распознавание подобных случаев махинаций. Программа Wialon, которой доверяют более 2 500 000 объектов по всему миру, владеет полным набором инструментов и сложных математических моделей, задача которых определять, прорабатывать и предотвращать махинации с топливом и не только.
Установка ДУТ – наиболее эффективный вид контроля, позволяющий снизить кражи до минимума. Особенно, когда они работают в паре с CAN-шиной или расходомером. А наличие отдела технической поддержки является гарантом квалифицированной помощи специалистов, которые могут полноценно и грамотно работать с системами мониторинга и способны отличить реальный слив от обычного перетекания между баками.
Резюмируя, хочется отметить важный момент: не существует однозначного ответа, какой из вышеперечисленных способов самый правильный.
Важно, чтобы выбранный метод контроля учитывал особенности вашего бизнеса и помогал решать актуальные задачи, стоящие перед вами. И чтобы поставщик услуг, с которым вы уже работаете либо пока ещё выбираете, был надёжным и состоял из слаженной команды профессионалов, работа которых будет гарантировать вам устойчивость и совместное развитие вашего бизнеса.
Выбирайте надёжные решения и профессиональный подход к их реализации.
И помните: решение есть всегда!
В продолжение: статьи по теме
ООО “Белсотра“ экономит более 100 000 л топлива в год
Wialon Operator и новое оборудование — XtCAN
8 способов сэкономить на топливе с помощью Wialon
Поделиться: